Завтра, 25 января, в Малом зале Московского театра кукол (МТК) пройдёт премьера спектакля Алексея Усова «Встречи в Голливуде» (12+), основанного на истории взаимоотношений Памелы Трэверс и Уолта Диснея.
У будущей премьеры — долгая предыстория. Весной-летом 2018 года в театре впервые прошла лаборатория «МТК. Next» — показы самостоятельных актёрских работ, ориентированных на подростковую аудиторию (эскизы выпускали с формулировкой «актёрский startUP»). Три из пяти представленных на лаборатории опытов вскоре стали репертуарными спектаклями МТК («Умник», «Мучные младенцы» и «Кэрролл без Алисы»). Тогда же впервые была показана совместная работа артистов Александры Капустиной, Дмитрия Заставного и Екатерины Бодровой «Трэверс vs Дисней. История отношений», вдохновлённая фильмом «Спасти мистера Бэнкса» (основанной на реальных событиях картиной-драмеди Джона Ли Хэнкока 2013 года) и биографиями Памелы Трэверс и Уолта Диснея.
Встреча Трэверс и Диснея, связанная с работой над музыкальным фильмом «Мэри Поппинс» (1964), была крайне болезненной. Процесс создания картины сопровождался постоянными конфликтами между писательницей и режиссёром, а сама голливудская версия «Мэри Поппинс» категорически не устроила автора книги (пересмотреть своё отношение ей удалось лишь спустя два десятилетия после выхода фильма).
На фото — момент репетиции спектакля «Встречи в Голливуде» © Анна Гребляускайте
Работу над показанным на «МТК. Next» эскизом было решено продолжить в лабораторном формате — новую версию «Трэверс vs Дисней» показали зрителям уже в 2020 году на «МТК. Next — 2», но до полноценной премьеры (уже с другим названием) спектакль дорос лишь в этом сезоне.
Вместе с неизменным актёрским трио (Александра Капустина в роли Памелы Трэверс, Дмитрий Заставный в роли Уолта Диснея и Екатерина Бодрова в остальных ролях) к работе над «Встречами в Голливуде» приступил режиссёр саратовского театра кукол «Теремок» Алексей Усов. Промежуточный этап работы был показан ещё раз — в августе 2023 года. Художница Светлана Усова придумала для новой версии пространство съёмочного павильона. Поскольку режиссёр и мультипликатор Дисней придумывает здесь свой будущий фильм, «кукольное измерение» постановки становится органичной частью действия.
Эскиз сценографии спектакля «Встречи в Голливуде» © Светлана Усова / соцсети МТК
На разных этапах работы Алексей Усов подробно рассказывал пресс-службе МТК о будущем спектакле и о том, чем ему близок этот материал: «Здесь очень объёмные персонажи — это документальная история, а реальные люди зачастую гораздо интереснее литературных героев, они многогранные и неоднозначные. Это же своего рода эпос — отношения длиною в 20 лет, такая одиссея конфликта, борьбы интересов и принципов. Я сам до конца ещё не принял чью-либо сторону — каждый в этой ситуации по-своему прав, этой неоднозначностью они меня и привлекают. В центре сюжета внутренний конфликт Памелы Трэверс — остаться собой, но без необходимых денег, либо уступить, но обрести финансовую безопасность. Этот вопрос встаёт перед художниками во все времена. Трэверс жалко очень, и в то же время я понимаю, что Дисней — не злодей, в итоге он оказывается лекарем для неё.
Мне показалось необходимым внести в спектакль личную историю каждого — не только конфликт со сценарием, но и отсылки к прошлому, сформировавшему их личности. У нас будет вторая линия беззащитного детства — с больными воспоминаниями героев, именно там заложен ключ к примирению и нахождению общего языка между ними. Редкий случай, когда история создания масштабнее, чем сама картина. Ведь так велик масштаб личностей, столкнувшихся на съёмочной площадке. Мы видим два мира, которые друг друга не приемлют совсем. Есть мир Уолта Диснея — яркий, красочный, праздничный, но отчасти упрощённый, и есть мир Трэверс — глубокий, философский, со скелетами в шкафу, не приемлющий всё яркое и пафосное. И вот они сталкиваются — мне интересно найти точку, где они могут начать говорить на одном языке, услышать и понять. Когда мы ковырялись в материале, то поняли, что эта точка — детство. Когда они в силу истории оказываются каждый в своём детстве, то сбрасывают пафос и амбиции, вспоминают свои истинные мечты. В спектакле эта история проходит легко, вставками, но без неё вся игра и театральность, которую мы придумали, были бы поверхностными».
На фото — момент репетиции спектакля «Встречи в Голливуде» © Анна Гребляускайте
Соавтором постановки «Встречи в Голливуде» стала Наталья Пахомова, режиссёр МТК и куратор (вместе с Алексеем Гончаренко) лаборатории «МТК. Next»: она написала пьесу — литературную основу премьеры. Жанр будущего спектакля на сайте театра обозначен как «драматическое противостояние» — в расширенном варианте, придуманном создателями постановки, это определение звучит так: «драматическое противостояние с использованием условно планшетных кукол и приёмов предметного театра».
Источник: oteatre.info