40+ семейных фильмов, основанных на фольклоре и детских произведениях
Новые «Буратино» и «Волшебник Изумрудного города», игровые версии «Летучего корабля» и «Чудо-Юда», «Ходжа Насреддин» и «Снегурочка», множество картин по пушкинским мотивам – от «Золотого петушка» и «Лукоморья» до «Фантастической молодости Арины Родионовны», два «Огнива», свежие разветвления вселенной «Последнего богатыря»!.. Не факт, что все фильмы из этого материала будут сняты и в итоге выйдут, но наше дело – просто собрать все эти задуманные отечественными кинотворцами сказки в одну кучу.
Все киносказки до 2027 года: календарь Фильм Про
© Фрагмент постера фильма «Летучий корабль»
Бум на сказки в российском кино назревал давно.
На протяжении многих лет то и дело с разных сторон возникали похожие разговоры: «Как мало у нас снимают детских фильмов! Что же делать?!. Мы теряем поколения!» – а представители индустрии в ответ только стойко отмалчивались. Их ключевой аргумент в любом подобном споре – «Ну как с нашими бюджетами перебить любовь к «Гарри Поттеру»?!» – чем-то крыть было непросто. К тому же кино – это бизнес, и за последние десятилетия (с 1980-х годов!!!) в прокате сложилось твёрдое убеждение: отечественное кино и без того окупается в лучшем случае через раз, а детские фильмы (да к тому же, допустим, сказки!) – дело не только ответственное, но ещё и куда как более дорогое, чего зритель, к сожалению, не ценит – и свой рубль нести в копилку кинотеатров и продюсеров не спешит.
Даже выход в 2009 году «Книги мастеров» Вадима Соколовского не изменил ситуацию. Да, «первый российский фильм «Disney»» (как неизменно с гордостью подчёркивалось) собрал солидные десять миллионов долларов (кассу в те далёкие от нас времена считали в валюте), но и стоил все восемь! И очереди из желающих повторить этот относительный успех – не выстроилось.
И прошло ещё целых восемь лет, пока вдруг не выстрелил «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко – собрав 1,66 млрд уже рублей, в 2017-м он стал самым кассовым фильмом отечественного производства, одолев «Сталинград» Фёдора Бондарчука, предыдущего рекордсмена. Почувствовав, что вот тут-то, кажется, нащупана золотая жила, российская «дочка» «Disney» (кому, как не им, знать всё про франшизы!) как можно быстрее запустила в работу сразу два продолжения, но производственный цикл в кино долог – и потому «Последний богатырь: Корень зла» и «Последний богатырь: Посланник тьмы» вышли на экраны только в 2021 году, один – в начале января, другой – в конце декабря. И вот когда оба сиквела преодолели планку сборов уже в 2 млрд рублей – вот тогда, можно сказать, индустрия по-настоящему зашевелилась.
Но стоп!!! Мы определённо тут что-то пропустили!.. Придётся заметно отбежать назад, но оно того стоит, потому что разговор о феноменально живучем анимационном цикле про Трёх богатырей – совершенно особый. На сегодняшний день вышло уже 12 полнометражных картин (!!!), ещё две заявлены – и может показаться, что и богатыри, и сопутствующий им успех были всегда. Только это не совсем так. Вышедшая в 2004 году первая часть – «Алёша Попович и Тугарин Змей» – собрала более чем вдвое меньше своего бюджета. Вторая серия – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» – выступила лучше, но именно в кинопрокате бюджета также не окупила. Свою роль сыграли упорство верившего в проект продюсера Сергея Сельянова плюс постоянные телепоказы – и вот уже третий мультфильм («Илья Муромец и Соловей-разбойник») не только окупился, но и заработал, а сборы четвёртого, в котором богатыри впервые собрались вместе («Три богатыря и Шамаханская царица»), позволили наконец говорить о прибыльности всей франшизы в целом. Вышедшая в конце 2012 года пятая часть – «Три богатыря на дальних берегах» – собрала и вовсе астрономическую сумму: 31,5 млн долларов – при бюджете в 3,5 млн!
Не будем расписывать судьбу всех остальных серий – там их ещё много. Скажем лишь, что и сегодня очередное продолжение – «Три богатыря и Пуп Земли» – принесло своим создателям куда больше, чем приносят (в массе своей) игровые фильмы: 900 млн рублей (ещё немного – и это будет уже самый кассовый наш мультфильм!). Однако! Никак нельзя сказать, что повторить подобный успех – задача из лёгких. Анимация – это более кропотливый труд, нежели игровое кино, на который к тому же накладывается великое множество сторонних факторов, а потому нельзя всё же сказать, что победы этих «Богатырей» по-настоящему окрылили российский рынок анимационного полного метра. Удачи – были (например, другой цикл той же студии «Мельница» – «Иван Царевич и Серый Волк»), но были и прискорбные провалы.
Подытожим затянувшуюся предысторию: только к 2023 году ситуация с детским – и в особенности со сказочным – кино изменилась кардинально, даже самым решительным образом! К процессу наконец серьёзно подключилось государство, но и сами киношники уже не моргали – придумывая, предлагая, снимая! Беспрецедентный кассовый взлёт «Чебурашки» (хм, в его титрах тоже имя Дмитрия Дьяченко – кажется, он знает какой-то секрет!) окончательно постановил: былые представления о «несмотрибельности» отечественных картин, рассчитанных на детскую (читай – семейную) аудиторию, раз и навсегда – отменить!
И вот теперь фильмы-сказки – и игровые, и анимационные – стали выходить один за другим и уже в таком количестве, что даже теряешься: их теперь столько, что запутаться в названиях – проще простого. «Баба Яга спасает мир», «Баба Мороз и тайна Нового года», «Яга и книга заклинаний», «Руслан и Людмила. Больше, чем сказка», «По щучьему велению», «Бременские музыканты», а на стримингах ещё и «Волшебный участок»!.. (И умолчим про фильм Александра Сокурова «Сказка», не получивший прокатного удостоверения словно бы «в отместку» за совершенно недетское содержание!)
А сколько картин впереди!.. Правы те, кто говорит, что в кино наступает «новая эра русской сказки» (спасибо каналу «Русское кино в топе» за точное определение) – когда говорить о реальности всё сложнее, для многих кинематографистов сказка – вполне себе естественный выход: не простаивать же таланту. Другой вопрос, сможет ли эта волна (да что там – цунами!) сравняться с достижениями советских времён?.. Будут ли новые сказки жить так же долго, как живут, например, фильмы Александра Роу?.. Сейчас никто на это, конечно же, не ответит, честный ответ нам даст только время.
Мы же пока можем только перечислить объявленные за последнюю пару лет проекты – и ждать новых премьер. Вот они, по алфавиту, слева направо… Нет, что это я – сверху вниз!
«Академия Снегурочек»
По версии «Экшн Арт Групп» Снегурочка – не внучка, а дочка Деда Мороза (и это уже интересное допущение, потому как и правда – а что мы знаем о его детях?..). Будучи ещё только начинающей волшебницей (мудрых преподавателей слушала невнимательно?), Настенка чего-то там портачит – и вот уже отец дорогой в плену у Снежной королевы, а Новый год отменён вместе со всею зимой. Придётся всё исправлять – в том числе при помощи снежинки-сюрикена!
Написал это сказочное фэнтези Владислав Рубин, он же собирается его и поставить при поддержке продюсера Эрнеста Аминова, с ориентиром на «Малефисенту» и «Холодное сердце», но с музыкой из «Щелкунчика». На главные роли хотят позвать Дашу Верещагину и Равшану Куркову, окружив их танцорами Большого театра.
Когда ждём? Начало проката ориентировочно заявлено на 19 декабря 2024 года.
Концепт-арт фильма «Академия Снегурочек» © «Экшн Арт Групп»
«Билет на Божественную комедию»
Сказка-притча, в которой мотивы Данте высокохудожественным образом переплетены с реальностью: Мировые часы, Волшебные ноты, Дети и Птицы… Как отмечает автор фильма Антон Адасинский, основатель театра DEREVO и сокуровский Мефистофель из «Фауста», это история «о детях, которые чище, сильнее и смелее нас», а кроме того – «о Двери из детства в мир, в которую мы все когда-то зашли, и жизнь стала строгой и правильной». Среди задействованных в ленте артистов, помимо самого Адасинского, – его сыновья Давид и Артур, а также Михаил Шемякин (!), Слава Полунин (!!!) и Ольга Лапшина.
«Дети не всех возьмут в будущее» – предупреждает нас слоган, но может показаться, что проблемы с будущим имеются и у самой картины. Собирать деньги на проект путём краудфандинга начали ещё в октябре 2018 года, планируя съёмки на лето 2019-го, а премьеру – на зиму-весну 2020-го. Но… Когда информация о фильме обновлялась в последний раз, его выход в прокат был намечен на декабрь 2023-го, однако в кинотеатрах он замечен в итоге пока что не был.
Когда ждём? Хочется верить, что если не в ближайшем, то всё-таки в обозримом будущем.
Трейлер фильма «Билет на Божественную комедию»:
«Буратино»
Самые известные экранизации повести Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» осуществлены Александром Птушко (фильм 1939 года), Иваном Ивановым-Вано и Дмитрием Бабиченко (мультфильм 1959-го) и Леонидом Нечаевым (те самые две серии, что с песнями; 1975). Обращались к известному и популярному в народе герою и в более близкие к нам времена – вспомним, например, мультфильм «Возвращение Буратино» Екатерины Михайловой (2013) – однако очевидно: этого юного бунтаря, восставшего против тирании Карабаса-Барабаса пора возвращать по-настоящему!
За дело взялись в компании «Водород». За сценарий отвечает Андрей Золотарёв, режиссёрское кресло займёт Игорь Волошин.
Когда ждём? Первые новости о проекте появились в мае 2023-го, так что вряд ли фильм будет готов раньше конца 2025-го.
Концепт-арт фильма «Буратино» © «Водород»
«Василиса и королева лайков»
Дед Мороз (Сергей Гармаш) сослан за свои шалости с условных небес на землю и опекает теперь внучку (Мария Лобанова), магическими способностями которой намерена воспользоваться коварная блогерша (Дарья Мороз).
Пожалуй, самое неожиданное имя во всей этой нашей подборке: режиссёр Павел Лунгин, обладатель каннского приза за режиссуру («Такси-блюз»), победитель «Кинотавра» («Бедные родственники»), лауреат и «Ники», и «Золотого орла» («Остров») – короче, режиссёр во всех отношениях серьёзный – и вдруг исследует феномен соцсетей и… лайков, да к тому же в жанре новогодней сказки?!. А вот да! Почему бы и нет?!.
Когда ждём? Съёмки фильма были завершены уже прошлой зимой, и вполне можно было ожидать, что картина примет участие в «новогодней битве» 2023/2024. Однако, видимо, затянулся постпродакшн – и теперь мы эту сказку вряд ли увидим раньше ноября-декабря: глупо ведь будет выпускать её летом.
«Василиcса»
16-летняя девушка, обладающая неким чудесным даром, живёт близ сказочного леса; туда ходить, конечно же, нельзя – но она туда, конечно же, заглянет.
Киностудия «Ленфильм» сделала ставку на пьесу Марии Малухиной, написанную в 2020-м специально для РАМТа. Афиша театра определяет жанр как «роуд-муви по суровому пейзажу русского фольклора», но режиссёр будущего фильма Вета Гераськина смотрит ещё шире, называя в числе референсов также мультфильмы Хаяо Миядзаки и триллер «Таинственный лес» М. Найт Шьямалана.
Когда ждём? Проект был вынесен на питчинг и получил поддержку Министерства культуры в августе 2022 года, но информация о нём давно уже не обновлялась.
Кадр из фильма «Василиcса» © «Ленфильм»
«Возвращение мамонтёнка»
Маму найти никогда не поздно, даже если прошло уже более сорока лет и на оригинальном мультфильме – «Мама для мамонтёнка» Олега Чуркина – выросло, как принято говорить, несколько поколений. А если вы думаете, что мама нашлась уже тогда, в 1981-м, то вы ошибаетесь: там роль матери взяла на себя слониха, а стало быть… Настоящая мама всё ещё где-то бродит! Но искать её теперь примется не прежний герой, а уже его сын, готовый отправиться «в полное опасности приключение»…
Режиссёр нового проекта студии «Bazelevs» – Антон Верещагин, сценарий написал Иван Петухов, легендарная песня – «Пусть мама услышит, пусть мама придёт!..» – обязательно будет.
Когда ждём? Сообщалось, что в производственную стадию мультфильм вступил в сентябре 2023-го – с тем расчётом, чтобы выйти на экраны через три года, осенью 2026-го.
Кадр из мультфильма «Возвращение мамонтёнка» © Bazelevs
«Волшебник Изумрудного города»
«Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной» – честно говоря, нет никаких гарантий, что эта песенка из советского мультипликационного цикла (1973–1974 гг.) прозвучит и в фильме Игоря Волошина, но кто знает?.. В любом случае, новая игровая экранизация повести Александра Волкова (говорят, чем-то похожей на историю Лаймена Фрэнка Баума про страну Оз, но не будем же мы мелочиться!) давно назрела, тем более что предыдущую, к сожалению, мало кто помнит. Лента Павла Арсёнова появилась в совершенно несказочное для нашей страны время, в 1994-м, и от забвения её не спас даже весьма достойный актёрский ансамбль.
Состав для современной версии тоже подобран отменный – первым делом все отмечают Юрия Колокольникова в роли Железного Дровосека, но также назовём Светлану Ходченкову, Софью Лебедеву, Егора Корешкова, Сергея Епишева… Девочку Элли играет юная звёздочка Екатерина Червова.
Когда ждём? 1 января 2025 года – судя по всему, «Централ Партнершип» намерена выиграть и следующую «новогоднюю битву».
Кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города» © «Централ Партнершип»
«Горыныч»
Лейтенант ВМФ волею случая переносится во времена давних былин – и спасает страну в компании не с тем Змеем Горынычем, который «плохой», а с его сынком, который подружелюбнее.
Ещё относительно недавно его фильм «Дед Мороз. Битва Магов» был принят публикой без должного воодушевления, а сегодня, на волне безоговорочного успеха сказки «По щучьему велению», Александр Войтинский стремительно превращается в одного из главных киносказочников земли русской: его имя вам попадётся в этом списке ещё не один раз! Впрочем, до съёмок именно этого проекта СТВ, как можно судить, пока далеко: на данный момент известно лишь, что сценарий написан Александром Архиповым и что группа уже выезжала в Калининград на выбор натуры.
Когда ждём? Определённо не скоро, какой-либо более подробной информации о проекте пока нет.
Концепт-арт фильма «Горыныч» © СТВ
«Домовёнок Кузя»
Как легко догадаться из названия, перед нами – возвращение на экраны героя знаменитых сказок Татьяны Александровой. Четыре кукольных мультфильма, что выходили с 1984-го по 1987-й годы, давно уже незыблемая наша классика – и теперь, после феноменального триумфа «Чебурашки», пора увидеть Кузю героем ещё и игрового кино. Единственный вопрос, на который пока нет точного ответа: будет ли новый фильм придерживаться литературного оригинала – или же повторит куда как более известную сюжетную канву первых экранизаций? А там есть серьёзные различия: писательница умерла трагически рано – и сценарии мультфильмов создавались уже без её участия.
За постановку – под чутким продюсерским крылом братьев Андреасянов – отвечает режиссёр Виктор Лакисов, сценарий написал Алексей Гравицкий.
Когда ждём? 19 декабря 2024 года, за прокат отвечает «Атмосфера кино».
Кадр из фильма «Домовёнок Кузя» © «Кинокомпания братьев Андреасян»
«Золотой петушок»
Если не брать в расчёт «Трёх богатырей и Шамаханскую царицу» (где пушкинские мотивы использовались лишь отчасти) и четвёртую серию сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых», то у «Сказки о золотом петушке» «нашего всего» Александра Сергеевича была до сих пор только одна – зато эталонная! – экранная версия: мультфильм 1967 года, поставленный классиком отечественной мультипликации Александрой Снежко-Блоцкой по сценарию Виктора Шкловского. Пора обновить!
По словам Рената Давлетьярова, идея этого фильма родилась у него пять-семь лет назад – только вот скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На данный момент известно, что сценарий уже написан – и в нём присутствуют также мотивы и других пушкинских сказок – и о Золотой рыбке, и о царе Салтане (о нём у нас будет ещё ниже). Основным же референсом режиссёр скорее видит «Игру престолов», обещая насытить картину впечатляющими битвами в средневековом духе. Роль Дадона отведена Петру Фёдорову – но это пока что не точно.
Когда ждём? Быть может, весной, но скорее – осенью или даже зимой 2025 года: объём запланированных работ таков, что быстрее не справиться.
Концепт-арт фильма «Золотой петушок» © «Интерфест»
«Золушка»
Классической советской «Золушке» – фильму Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро – в этом году исполняется 77 лет, мультфильму Ивана Аксенчука – 45. Если вывести за скобки современные переделки и тем более многочисленные зарубежные версии, то очевидно: время для новой отечественной экранизации любимейшей сказки Шарля Перро настало. И в августе 2022-го идею эту застолбила «Арт Анимейшен студио»: режиссёр – Владимир Саков, сценарист – Вадим Свешников, вместе они уже работали над мультфильмом «Яга и книга заклинаний», чьи сборы в 2023 году составили 222 млн рублей.
Когда ждём? Ранее мультфильм обещали выпустить 1 января 2026 года, однако смущает, что на сайте студии о проекте сейчас нет ни слова.
«Иван Царевич и Серый Волк 6»
Почему мы выше лишь вскользь упомянули эту франшизу? Потому что знали, что ещё вернёмся к ней ниже! В отличие от «Трёх богатырей» успех к данной истории пришёл сразу – ну так и она сама пришла уже на тёпленькое, хорошо разогретое для неё место! Сборы первой серии, вышедшей под конец 2011 года, превысили бюджет в восемь раз (!), что стало для студии «Мельницы» вполне очевидным сигналом: продолжение следует!
Известно, что над шестым фильмом работает хорошо уже слаженный творческий состав: режиссёр Константин Феоктистов, сценаристы Александр Боярский и Александра Шоха. Кажется, они намерены показать нам, что происходит в голове у Царя; что ж, свежая и интересная задумка!
Когда ждём? Обещано, что мультфильм выйдет в конце 2024 года.
«Кощей. Тайна живой воды»
Чтобы спасти попавшую в беду Варвару, требуется живая вода! Кощей и Колобок собираются в путешествие, полное тревог и опасностей.
Продолжение мультфильма студии «КиноАтис» «Кощей. Похититель невест», который выходил летом 2022 года и собрал в прокате 200 млн рублей – не окупив, увы, своего бюджета. Зато картину замечательно принимали на разнообразных фестивалях детского и семейного кино, а дети, как известно, если им что понравилось, всегда требуют ещё – ну вот, это «ещё» им и будет. Как уверены в самой кинокомпании, «первый фильм франшизы сломал сказочные стереотипы», – так что теперь ответственность художников только возрастает: к сиквелу ведь наверняка будет привлечено больше внимания. Режиссёр тот же – Роман Артемьев.
Когда ждём? Сказочный мульт был анонсирован в августе 2023 года, но дата премьеры пока не назначена.
Постер мультфильма «Кощей. Тайна живой воды» © «КиноАтис»
«Летучий корабль»
«Ах, если бы сбылась моя мечта, / Какая жизнь настала бы тогда» – да!
Ближайшая премьера из всего нашего списка – игровая версия замечательного мультфильма Гарри Бардина с незабываемыми песнями Максима Дунаевского и Юрия Энтина. Учитывая, сколь успешны в прокате аналогичные «Бременские музыканты», этой ленте студии «Рок» с Леонидом Ярмольником в роли Царя и Александром Метёлкиным в роли Ивана тоже хочется пророчить блестящее будущее, хотя всё-таки нельзя не отметить, что предыдущие работы режиссёра Ильи Учителя принимались широким зрителем чуть прохладнее, чем фильмы его коллеги Алексея Нужного (да и длинных новогодних выходных с их ценами уже не будет). Тем не менее, разумеется, ждём – уже совсем скоро!
Когда ждём? 7 марта.
Трейлер фильма «Летучий корабль»:
«Лукоморье»
Злобный Черномор похитил Людмилу, выручать красавицу отправился Руслан…
Вот тут важно не перепутать! Сперва сообщалось, что следующий фильм Рустама Мосафира будет называться «Руслан и Людмила», благо и создаваться он будет с опорой на великую поэму Александра Пушкина. Но время спутало карты – и о проекте именно «Руслан и Людмила» мы ещё скажем чуть ниже. Мосафир же (он также и автор сценария), как мы видим, расширил заветную мечту и закрепил за собой даже более перспективное название: ну чем Лукоморье не наше Средиземье?
Сообщается, что совместный проект онлайн-кинотеатра «Иви» и компании «Лунапарк» (продюсеры Дмитрий Нелидов и Александра Ремизова) будет реализован в формате сериала, а пушкинские мотивы преобразятся в «адреналиновый аттракцион с мотивами готики, аниме и пост-модерна» – неужто у нас появится свой «Безумный Макс» дома?!.
Когда ждём? В обновлённом своём виде проект был представлен только в недавнем декабре, так что просто ждём, набравшись терпения.
«Лунтик. Возвращение домой»
Если вы ждали, то вот – вы дождались. Всего-то тринадцать лет, десять сезонов и 564 серии (по состоянию на декабрь 2023-го) – и наш общий друг, похоже, всё-таки собрался вернуться на Луну. Кузя, Пчелёнок, бабочка Элина и, ясен пень, Вупсень и Пупсень (как же без них!) ему в этом помогут – ну, по крайней мере, попытаются помочь, хотя препятствовать им в этом будет даже не расстояние, а некий страшный суперзлодей («Лунтик и большое путешествие» – так всё это называлось поначалу).
Режиссёр – дважды номинированный на «Оскар» Константин Бронзит, сценарий вместе с ним написали Дарина Шмидт и Дмитрий Высоцкий – и обещают они ни много ни мало, а прям-таки «детский триллер».
Когда ждём? Работы по мультфильму собирались закончить в апреле этого года. Но успеют ли его выпустить на весенние каникулы или отложат до осенних – пока неясно (хотя в кинотеатрах трейлер уже крутят).
Кадр из мультфильма «Лунтик. Возвращение домой» © СТВ
«Маленький Мук»
В 2003 году «Карлик Нос» студии «Мельница» и режиссёра Ильи Максимова стал первым полнометражным российским мультфильмом, вышедшим в широкий прокат, где пользовался по тем временам заметным успехом. Сюжет, как мы помним, соединял воедино две сказки Вильгельма Гауфа – «Карлик Нос» и «Маленький Мук»; вполне вероятно, что и в новой интерпретации оказалось бы также. Вроде бы продюсер Сергей Сельянов намекал, что проект будет игровым и съёмки пройдут в Узбекистане; вроде бы говорили о копродукции с Арабскими Эмиратами; вроде бы режиссёром должен был стать Олег Погодин… Однако идея, озвученная ещё в 2019 году, так до сих пор и не реализована.
Когда ждём? Вероятно, пока не ждём – а вновь пересматриваем советский мультфильм «Мук-скороход» (ну и «Карлика Носа» тоже).
«Молодая Яга»
Будь это иностранный фильм, у нас в прокате его наверняка бы обозвали «Баба Яга: Начало». Сценарий Натальи Дубовой (на счету которой уже страшилка «Яга. Кошмар тёмного леса» – притёрлась, видимо, к своей героине!) рассказывает, как легко догадаться, о детстве и юности в будущем всем известной старушки. Впрочем, когда студия «Рок» представляла проект семейного фэнтези на суд профессионалов, называлось имя Юлии Пересильд (что слегка повышает возрастную планку), хотя… Может быть, всё-таки Анна Пересильд имелась в виду? Или мать и дочь разом?! Ну а что – было бы даже волшебно!
Но гадать приходится не только насчёт исполнительницы главной роли. Когда о фильме впервые заговорили осенью 2022-го, его режиссёром называли Кима Дружинина, а спустя год – уже Илью Учителя. Информация в разных источниках по-прежнему разнится – но нам ничто не мешает дождаться утверждённых титров.
Когда ждём? Будущее туманно.
Концепт-арт фильма «Молодая Яга» © «Рок»
«Молот ведьм»
Тема секретных научных институтов, где с серьёзным видом изучается волшебство, с успехом была опробована ещё братьями Стругацкими и режиссёром Константином Бромбергом – их совместный фильм «Чародеи» до сих пор популярен в народе. Но ему уже более сорока лет – а наука ведь не стоит на месте!.. И вот в городке Калязине случается ЧП: из лаборатории сбегает колдунья…
Историю, где действуют кузнец Никита Добрынин и бывший МЧС-ник, а ныне программист Илья Муромцев придумал писатель-фантаст Олег Дивов, восемь серий поставил Евгений Бедарев, а в актёрский ансамбль сумела просочиться даже популярная ныне певица Люся Чеботина. Съёмки закончились осенью 2023-го.
Когда ждём? В 2024-м на STARTе.
Кадр из сериала «Молот ведьм» © START
«Муромец»
О долгострое Карена Оганесяна «Илия Муромец» мы ещё скажем два слова ниже – там всё-таки не сказка намечается, а вполне себе реалистичный исторический байопик. Этот же мини-сериал в жанре магического реализма затеян силами команды «Media Whale Production» при моральной поддержке Свердловской киностудии: продюсеры – Давид Кашахи и Максим Ткаченко, режиссёр – Николай Чебан, в заглавной роли – Владимир Зуев.
О проекте стало известно год назад, в конце 2022-го, когда в целях привлечения внимания был опубликован небольшой тизер и начался процесс краудфандинга. Сообщалось, что пишется сценарий, формируется бюджет, а съёмки планируются на Урале – дабы с должным размахом показать красоту родного края. Но с тех пор информация не обновлялась, а сбор народных средств не принёс результатов.
Когда ждём? Неизвестно – но ждём!
Пилотная сцена сериала «Муромец»:
«Ночь перед Рождеством»
Гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» экранизировались у нас несколько раз – можно вспомнить и одноимённый фильм Александра Роу (1961), и мультфильм сестёр Брумберг «Ночь перед Рождеством» (1951), и, разумеется, недавний кино-телесериал Егора Баранова «Гоголь», заметный успех которого лишний раз подчеркнул востребованность этих сюжетов у молодой кинопублики. А раз спрос есть – возникнет и очередное предложение.
Новую версию святочного рассказа, в котором кузнец заключает сделку с чёртом, затеял «Ленфильм». Режиссёр Роман Артемьев (которого мы выше уже упоминали в связи с мультдилогией про Кощея) настроен снять «народное кино» в духе Пырьева и Александрова – но и с нотками «Гринча – похитителя Рождества». На главную роль (судя по всему, одновременно и кузнеца, и чёрта, что уже интересно) прочили либо Павла Деревянко, либо Александра Яценко, либо Андрея Мерзликина, но кто именно победил – пока неизвестно.
Когда ждём? На питчинге Фонда кино проект был заявлен прошлой осенью, начало производства запланировано на этот год, дата премьеры пока не обозначена – но желание собрать в прокате по крайней мере миллиард уже есть.
Слайд из презентации фильма «Ночь перед Рождеством» © «Ленфильм»
«Огниво»
«Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой с Олегом Далем и Мариной Неёловой – любимая советская классика, но фильму уже 55 лет – и новое прочтение сказки Ханса Кристиана Андерсена назрело. Сценарий написан Александром Архиповым, за режиссёрским рулём – уже упоминавшийся нами Александр Войтинский, продюсер – Сергей Сельянов. Съёмки приключенческого фэнтези стартовали в прошлом августе в Новгородской области, в главных ролях – Роман Евдокимов, Ирина Старшенбаум и юная Антонина Бойко. Последняя, как известно, заменит былых собак: именно её героиня будет появляться в нужные моменты перед солдатом, которому, судя по всему, придётся не её дарами пользоваться, а напротив – саму эту девочку спасать от злодея. Визуальных чудес обещают даже больше, чем было в кассовом суперхите «По щучьему велению».
Когда ждём? Собирались успеть к осени 2024-го – если со спецэффектами заминок не будет.
Фото со съёмок фильма «Огниво» © СТВ
«Огниво против Волшебной Скважины»
Второе «Огниво» в нашем списке – на самом деле первое: работа над музыкальной сказкой Анджея Петраса (не только режиссёра и сценариста, но ещё и композитора!) ведётся уже несколько лет. Чтоб интерес потенциального зрителя не угасал, продюсер Анастасия Разлогова даже проводит время от времени открытые презентации будущего фильма с показом наиболее выигрышных фрагментов, однако называть дату премьеры уже целой картины пока вроде бы не спешит. Похоже, создатели картины, искусно совмещающей игровое кино и кукольное (из звёзд здесь заняты Антон Адасинский, Юлия Ауг, Ольга Лапшина), и сами подчинены придуманному ими слогану «Ты сам творишь сказку, в которой живёшь!» – и предпочитают не суматошную спешку, а рукотворное качество.
Когда ждём? Учитывая образовавшуюся конкуренцию, фильму нужно бы выходить как можно быстрее, но вот выйдет ли он – пока вопрос.
Тизер-трейлер фильма «Огниво против Волшебной Скважины»:
«Операция: Спящая красавица»
Продолжение мультфильма «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», в котором мотивы сказки братьев Гримм были приведены в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. На сей раз сотрудникам секретной организации по защите магии предстоит разбудить зачарованную принцессу… без поцелуя от случайно проезжавшего мимо принца.
Вновь – совместное производство «Wizart Animation» и «CTB», вновь – режиссёр Алексей Цицилин.
Когда ждём? Проект объявлен, но каких-либо иных подробностей пока нет.
Концепт-арт мультфильма «Операция: Спящая красавица» © СТВ
«Очевидное невероятное»
Если подходить формально, то экранизацию рассказов Кира Булычёва можно не глядя зачислить в раздел фантастики. Однако название провинциального города, где разворачиваются события (там свободно открыты порталы между параллельными и межзвёздными мирами), намекает всё-таки на серьёзную сказочную составляющую: Великий Гусляр. Произведения из этого весьма и весьма объёмного цикла (в общей сложности – свыше сотни названий!) экранизировались уже более десятка раз, в игровом полном метре это были фильмы «Шанс» Александра Майорова (1984) и «Поляна сказок» Леонида Горовца (1988). А между тем материала-то – не просто на целый сериал, но даже на несколько сезонов!
За дело с благословения «Okko» взялись сценарист Максим Кудымов и режиссёр… да, опять Александр Войтинский; костяк актёрского ансамбля составили Артём Быстров, Максим Лагашкин, Светлана Ходченкова, Григорий Верник.
Когда ждём? Обещали успеть ещё в 2023-м, не успели – так что до встречи в 2024-м.
Трейлер сериала «Очевидное невероятное»:
«Последний богатырь. Наследие»
Было бы странно, если бы проект, о решающей и судьбоносной роли которого мы говорили в начале этой подборки, так и остался бы «просто» трилогией: курицу, несущую золотые яйца, душить у нас вроде не принято. Погадав-подумав, авторы-продюсеры придумали сразу два новых проекта, по-своему развивающих заявленную в фильмах Дмитрия Дьяченко вселенную. О втором мы ещё скажем ниже, а вот «Наследие» – это сериал на восемь эпизодов. Работает над ним режиссёр Антон Маслов, съёмки стартовали в прошлом июне.
Сюжет будет сосредоточен на двух дочерях к тому времени уже 50-летнего Ивана: одна – богатырка, вторая – колдунья. Ну и сами догадайтесь, кому из них в срочном порядке придётся отправиться в современный 2017 год, а кому – сразиться со злом в рукопашной. Да, точно известно, что Кощея в сериале не будет, а Бабу Ягу в молодости сыграет… да-да, опять Юлия Пересильд.
Когда ждём? В этом году – сперва онлайн на STARTе, затем – в телеэфире на «России 1».
Фото со съёмок сериала «Последний богатырь. Наследие» © START
«Руслан и Людмила»
О намерении осуществить новую экранизацию пушкинской поэмы (самая известная из старых – фильм Александра Птушко 1972 года) продюсер Рубен Дишдишян говорит уже более двух лет. Долгое время проект этот ассоциировался с режиссёром Рустамом Мосафиром, но, как мы уже сказали выше, в итоге тот ушёл делать своё «Лукоморье». Однако свято место пусто не бывает – и компания «Марс Медиа» договорилась о постановке с Джаником Файзиевым, который, как можно понять, тоже не прочь переделать Пушкина в духе «Властелина колец».
Съёмки, как обещали ранее, должны закончиться в этом феврале, но ещё минимум год потребуется на работу с компьютерной графикой: её тут будет очень много. Предварительно бюджет проекта оценивали в миллиард рублей – надо думать, что и отдачу планируют сообразную.
Когда ждём? Ориентировочно – 2026 или даже 2027 год.
«Сивка-бурка» (1)
Сюжет этой русской народной сказки откровенно пересекается с историей про «Конька-Горбунка» – очевидно, что автор последнего Пётр Ершов отталкивался от хорошо всем знакомой основы: есть три сына, младший – Иван, есть завет отца, появляется волшебная лошадка… Но если на письме или в устном пересказе мы что сходства, что различия легко стерпим, то как быть в случае с кино? Ведь «Конёк-Горбунок» у нас уже есть (чудесный фильм Олега Погодина), так зачем нам ещё и «Сивка-бурка»?..
Тем не менее, ряд источников утверждает, что идёт «подготовка к съёмкам»: режиссёр – Александр Амиров, продюсер – Максим Рогальский.
Когда ждём? Те же источники и дату премьеры называют: 1 января 2026 года, и даже прокатчик у картины якобы есть – «Наше Кино», но… Но хотелось бы всё это уточнить, а то имеются обоснованные сомнения.
Фрагмент первого постера фильма «Сивка-бурка» © «Наше Кино»
«Сивка-бурка» (2)
Собственно, сомневаться в реалистичности вышеназванного проекта заставляет наличие «Сивки-бурки» от компании «Дисишн Про»: в ноябре 2023-го их проект получил поддержку Министерства культуры по разряду «Игровые национальные фильмы для детей и юношества» – а это уже, как-никак, документ, с которым следует считаться.
Впрочем, и тут известно до крайности мало: по словам Татьяны Канаевой, её сценарий – «это старая сказка, рассказанная современным языком». Если судить по синопсису, картина будет больше подростково-приключенческой: двум сегодняшним мальчишкам предстоит побороться за улыбку одной девочки. Но раз в сюжете всё-таки присутствует колдунья (да и само название слегка обязывает) – будем и здесь рассчитывать на сказочную атмосферу.
Когда ждём? Эта информация у нас пока что отсутствует.
«Сказка о царе Салтане» (1 и 2)
Название пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» принято сокращать у нас до одного лишь царя, что, конечно, не вполне справедливо. Экранизаций сего классического текста до сей поры у нас было три: игровую поставил Александр Птушко (1966), две рисованные – уже упоминавшиеся сёстры Валентина и Зинаида Брумберг (1943) и также уже названный выше Иван Иванов-Вано, на сей раз работавший вместе со Львом Мильчиным (1984). Но могло быть и больше! Несколько лет над своей версией работал Владимир Наумов (в паре с дочерью Натальей), но доделать фильм не успел – и большой вопрос, что стало с уже отснятым материалом. Студия же «Bazelevs» 6,5 лет назад заявляла, что собирается заняться новой анимационной «Сказкой…», но, видимо, что-то пошло не так – и идея так и осталась идеей.
В настоящее же время к этой истории с двух сторон подбираются Сарик Андреасян вместе со сценаристом Алексеем Гравицким (оба теперь могут считаться знатными пушкиноведами) – и продюсер Сергей Сельянов, не так давно объявивший, что и у него на студии скоро начнётся работа над сценарием. Так как конкретики ни по какому из этих проектов до сих пор нет, позволим себе объединить их в одном этом абзаце – и начнём собирать ставки: кто за кого?
Когда ждём? Мечтать не вредно, но если всерьёз – вряд ли проект подобного размаха возможно осуществить и выпустить раньше 2027 года.
Концепт-арт фильма «Сказка о царе Салтане» (1) © Сарик Андреасян
«Сказки Енисея»
Компания «Черновик» работает над полнометражным мультфильмом о волшебном существе Кикире, совершенно очарованном сибирскою красотой. Иных подробностей о сюжете пока нет, но приключения – точно будут.
Проект, в который входит также одноимённый мультсериал, был объявлен в августе 2023 года и получил одобрение властей Красноярского края, обрадовавшихся возможности «пересобрать» наши представления об их далёких от центра страны живописных местах. Режиссёр Денис Чернов и сценарист Татьяна Белова обещают, что обратят особое внимание на уникальность местной природы, – кто знает, быть может, авторы «Смешариков» создадут для Сибири новую визитную карточку?
Когда ждём? Сообщалось, что работа может занять от трёх до четырёх лет, так что ждём мультфильм не раньше 2026-го.
Тизер мультфильма «Сказки Енисея»:
«Сказочные выходные»
Фильм с таким названием просто обязан был попасть в нашу подборку, хотя если судить по описанию, то это, конечно, ещё одна комедия с всего одним (зато существенным) фантастическим допущением: семейный отдых в Муромской области безнадёжно испорчен нашествием откуда-то взявшихся сказочных персонажей – преимущественно чудовищ…
Уже более года проект разрабатывает компания «Дом 2б», снимать фильм собирается режиссёр Эдуард Бордуков. Актёрский ансамбль не подтверждён, но на питчинге в Фонде кино в ноябре 2022-го назывались имена Гоши Куценко, Ирины Пеговой, Полины Гухман и Глеба Калюжного, а спустя год – уже Романа Курцына и Марины Александровой.
Когда ждём? Если верить нынешнему расписанию российских премьер, то 7 августа 2025 года.
Слайд из презентации фильма «Сказочные выходные» © «Наше кино»
«Снегурочка»
Разнообразных Снегурочек в нашей киноистории много, но таких, которые были бы сняты
непосредственно по пьесе Александра Островского, всего четыре: фильмы Павла Кадочникова (1968) и Юрия Цветкова («Весенняя сказка», 1971), мультфильмы Ивана Иванова-Вано (1952) и Марии Муат (2006). Теперь вот будет и пятая: режиссёр Наталья Бондарчук собиралась успеть со своим фильмом к 200-летнему юбилею великого драматурга, но в итоге весной 2023-го только приступила к съёмкам.
Над музыкальной сказкой о первой любви работает кинокомпания «Сибирь Фильм». Известно, что сама Бондарчук взяла на себя роль Бобылихи, а царём Берендеем назначила Николая Бурляева. Важным отличием от вышеназванных картин режиссёр называет возраст исполнительницы главной роли: у неё Снегурочку сыграет 14-летняя Полина Смирнова.
Когда ждём? Учитывая, что предыдущая сказка Натальи Бондарчук «Гори, гори ясно» (по мотивам «Двенадцати месяцев» Самуила Маршака) так и не добралась до широкого проката, шансы увидеть эту – не сильно велики. Но хотя бы завершить все работы по фильму было обещано в 2024-м.
Тизер фильма «Снегурочка»:
«Стальное сердце»
Коварному и бессмертному Соловью-разбойнику удаётся сделать так, что именно его, а вовсе не погибшего Илью Муромца чествуют в современной России как народного героя. Не все, однако, этому верят – и находится профессор, который при помощи своего изобретения возвращает богатыря в наш мир. Грядёт финальная битва – где сказочные персонажи будут сражаться друг с другом… в виде гигантских боевых роботов (?!?).
Причудливый сценарий Кирилла Журенкова и Надежды Воробьёвой воплощает в жизнь режиссёр Карен Оганесян, Соловея играет Никита Ефремов, Муромца – Владимир Любимцев. Занимается проектом кинокомпания «Карго», съёмки собираются завершить весной.
Когда ждём? Намекали, что и этот фильм может стать участником следующей «новогодней битвы», но у нас на этот счёт есть сомнения: активное участие в сюжете роботов предполагает значительный объём спецэффектов – успеют ли?..
Тизер фильма «Стальное сердце»:
«Трое из Простоквашино»
Не все знают, что франшиза Эдуарда Успенского, начатая повестью «Дядя Фёдор, пёс и кот», помимо всем известной мульттрилогии «Трое из Простоквашино» (1978–1984) имеет ещё несколько воплощений. Режиссёры Лидия Сурикова и Юрий Клепацкий свою рисованную, ныне совершенно забытую версию выпустили за несколько лет до Владимира Попова, в 1975-м. В 2010-м появилась «Весна в Простоквашино» Влада Дружинина, а ещё спустя восемь лет стартовал мультипликационный сериал, насчитывающий к настоящему моменту уже пять сезонов и 120 серий.
Свой вклад в простоквашиноведение год назад пообещал внести и Сарик Андреасян, сообщив, что права на новую экранизацию куплены. «Обещаем не подвести ожидания детей и взрослых всей страны», – написал режиссёр в соцсети, однако вот уж сколько времени прошло, а подробностей о будущем фильме так пока и не появилось. Мы до сих пор даже не знаем, как он будет называться, и можем лишь предположить, что из всех возможных вариантов выберут самый известный, а потому и самый продаваемый.
Когда ждём? Не-не, мы точно не ждём, но даже если б и ждали – как уже сказано выше, новостей о проекте никаких нет.
«Фантастическая молодость Арины Родионовны»
Пушкин настолько велик и всеобъемлющ, что его по идее хватит на всех – и никто ничего плохого не скажет. Отличие проекта, который компания «1-2-3 Production» заявляла ещё в 2022 году, в относительно свежем (по крайней мере, для наших краёв) замысле: юная Арина попадает в Лукоморье, встречает там Учёного Кота, знакомится с царевичем Елисеем и тридцатью тремя богатырями, побеждает с их помощью зло – после чего возвращается в реальный мир, где вырастает и становится нянькой любопытного поэта (которому рассказывает, получается, историю своей жизни).
На словах – звучит красиво, но дальше что? На питчинге в Фонде кино будущий мультфильм (с претензией, как водится, на франшизу) представлял режиссёр и сценарист Антон Ланшаков, затем появилась информация, что постановкой займётся Андрей Колпин… Но живо ли это всё сегодня – мы не знаем.
Когда ждём? Если всё в силе и работы идут, то ориентировочно релиз возможен в сезоне 2025–2026 гг.
«Финист. Первый богатырь»
«Финист – Ясный сокол» (1975) – прощальный проект главного сказочника советского кино Александра Роу: великий мастер умер незадолго до съёмок – и его сценарий поставил в итоге Геннадий Васильев. При желании можно найти немало отличий фильма от народного сюжета – и тому есть простое объяснение: существует порядка двадцати вариантов русской народной сказки, к тому же Роу опирался не только на них, но и на пьесу Николая Шестакова.
Новый «Финист» тоже не вполне аутентичен: подзаголовок фильма подсказывает будущему зрителю, что перед нами – ещё одно развитие вселенной «Последнего богатыря», говоря по-киношному – спин-офф. Герой Кирилла Зайцева появлялся во второй серии трилогии – «Корень зла», а теперь мы готовы узнать его предысторию. За режиссуру очередной «богатырской» картины вновь отвечает Дмитрий Дьяченко, упиравший во время презентации на то, что новый фильм будет грандиознее прошлых.
Когда ждём? Светская премьера – в декабре, широкий прокат – с 1 января 2025 года.
Фото со съёмок фильма «Финист. Первый богатырь» © Yellow, Black and White
«Ходжа Насреддин»
Юморной то ли мудрец, то ли плут восточного фольклора, герой многочисленных (и вовсе, надо признать, не сказочных) анекдотов, в нашем кино прописался уже очень давно – классической комедии Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре» недавно исполнилось 80 лет. Обращался к нему и упоминаемый уже выше Павел Арсёнов («Вкус халвы» 1975 года), а всего у персонажа – свыше дюжины экранных воплощений. И последнее по времени – запись спектакля Театра наций, отмеченного нашей высшей театральной премией «Золотая маска».
С этим спектаклем режиссёр Тимур Бекмамбетов «разминался» на пути к давно задуманному мультфильму – работы над которым ведутся в сотрудничестве с Казахстаном, Узбекистаном и Турцией. Причём для студии «Bazelevs» это лишь один из намеченных шагов: вселенная «Ходжи Насреддина» будет расширяться ещё и за счёт анимационного сериала. Сообщается, что за кадром, как и в спектакле, прозвучат голоса Константина Хабенского и Евгения Миронова, а также музыка прославленного Дэнни Эльфмана (!).
Когда ждём? За проектом по-прежнему зарезервирована дата 25 апреля, но уже говорилось о том, что мультфильм выйдет всё-таки не весной, а осенью.
Кадр из мультфильма «Ходжа Насреддин» © Bazelevs
«Хозяйка Медной горы»
Невеста отправляется искать пропавшего жениха: тот с просьбой о помощи пошёл на поклон к всесильной Хозяйке Медной горы – да и сгинул…
Уральские сказы Павла Бажова – сказочная классика XX века. Они легли в основу десятка мультфильмов и целого ряда игровых картин – от «Каменного цветка» Александра Птушко (1946) до той же «Книги мастеров», упомянутой нами выше (та картина не была прямой экранизацией, но от узнаваемых мотивов никуда ведь не деться). Весьма неожиданно темы Бажова проявились даже в недавней ленте Александра Котта «Чук и Гек. Большое приключение» по рассказу Гайдара – сказались, видимо, родственные связи так-то мало в чём схожих писателей.
Продюсер Рубен Дишдишян дальновидно видит в бажовском наследии целую Вселенную – которая может быть ничем не хуже того же Лукоморья. В его планах – целая серия картин на уральском материале, ну а пока что, для затравки, идёт работа над пилотным фильмом. За сценарий отвечает Екатерина Мавроматис.
Когда ждём? Прошлым летом было объявлено, что «Марс Медиа» запустит проект в производство в 2024-м. Стало быть, до экранов он доберётся в лучшем случае в 2026-м.
Фрагмент первого постера фильма «Хозяйка Медной горы» © «Марс Медиа»
«Чебурашка 2»
Избежим лишний слов: сиквелу самого кассового российского фильма в новейшей истории – быть (кто бы сомневался). Чебурашка растёт – но не перестаёт временами хулиганить. Во главе проекта, как и прежде, режиссёр Дмитрий Дьяченко.
Когда ждём? В финале новогодней короткометражки «Чебурашка. Выходной» чётко написано: «В кино с 31 декабря 2025 года».
Кадр из короткометражного фильма «Чебурашка. Выходной»
«Чудо-Юдо»
Это «Диснею» понадобились десятилетия, чтобы прийти к мысли делать игровые версии собственных мультфильмов, а вот у «КиноФирмы» подобная идея вызрела всего за несколько лет! Их одноимённый мультфильм, созданный в сотворчестве с «СТВ» и при участии китайской и венгерской студий, участвовал в «новогодней битве» 2018 года, но довольно бесславно – собрал всего 55 млн рублей. Казалось бы, не тот результат, чтобы пускаться в новое плавание, – но ведь кто ни рискует, тот и не пьёт шампанского!
Проект о царском сыне, вступившем в бой с морским чудищем (и обнаружившем, что… стоп, вот тут спойлер!), питчили в Фонде кино прошлой осенью, заявляя в дрим-касте Виктора Хориняка, Ангелину Стречину и всю известную широкой публике мужскую часть семейства Добронравовых – папу Фёдора да сыновей Виктора с Иваном. Но вот повторит ли свою роль режиссёра поставивший мультфильм Артём Лукичёв – кажется, не говорилось.
Когда ждём? Прокат первоначально запланирован на 1 января 2026 года – легко заметить, что для многих проектов нашего списка эта дата словно бы мёдом намазана. А стало быть, кому-то в итоге придётся уступить…
Слайд из презентации фильма «Чудо-Юдо» © «КиноФирма»
«Яга на нашу голову»
Если вы ненароком подумали, что у Александра Войтинского закончились замыслы сказок, то нет, не закончились: кажется, на ближайшую пятилетку его график плотно расписан. Проект, который был представлен на питчинге Министерства культуры в прошлом ноябре, разрабатывает «Студия +1», это экранизация только что вышедшей книги детской писательницы Вали Филиппенко «Баба Яга на Новый год». Планируется, что обозначенную героиню сыграет Светлана Ходченкова; сосланная Дедом Морозом в наш мир, она попадёт в рассорившуюся семью с заданием всех помирить.
По описанию, конечно, фильм скорее похож на семейную комедию, чем на сказку, но всё же пусть будет и в этой копилочке.
Когда ждём? Если Войтинский не будет уходить в этом году в отпуск и откажется от обеденных перерывов, то вполне может к декабрю и успеть.
Концепт-арт фильма «Яга на нашу голову» © «Студия +1»
*****
У-у-уффф!!! Вроде бы всё?.. И это мы наверняка чего-то ещё позабыли! Всё-таки порой непросто отличить чистую сказку от фантастического, приключенческого или просто семейного кино с некоторыми в эту сторону допущениями; особенно трудно, согласитесь, если это мультфильм. Поэтому некоторые ленты были отсечены нами на этапе отбора по причине далеко не стопроцентного соответствия рассматриваемому нынче жанру (а некоторые, ишь ты, просочились).
А есть ещё целый ряд таких примеров: звучит название вроде бы по-сказочному – а присмотришься и понимаешь: нет, это другое. Ярчайший тут образец – «Илия Муромец» Карена Оганесяна: как мы уже написали выше, фильм собирается быть вполне себе реалистичным историческим байопиком, лишённым каких-либо фольклорных мотивов. А запланированная «Казённая сказка» Максима Дашкина по роману Олега Павлова создаётся в духе фантастического реализма Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Платонова – то есть определённо не для детской, а для взрослой, вдумчивой аудитории. Такой зритель, разумеется, тоже имеет право на свои сказки – но мы сегодня говорили о другом.
Также и «Сказки Гофмана» Тины Баркалая – которые по-своему, конечно, сказочны, но всё-таки лишь в той мере, в какой мы понимаем сказочную удачу в жизни. Или «Морозко» Юлии Лысовой – где героиня Аглаи Тарасовой сталкивается с горестным медицинским вердиктом. И «Мальвина» Даши Чаруши с Анастасией Ивлеевой в роли воображаемой подруги, не имеющей прямого отношения к истории про Буратино. Ну и было бы странно, если бы за сказки взялся ещё и наш признанный мастер хоррора Святослав Подгаевский: его «Щелкунчик» – это, конечно же, про маньяка.
Признаемся, что из подборки были исключены такие новогодние фильмы, как «Письмо Деду Морозу» и «Разыскивается Дед Мороз»: определённый сказочный зачин в их сюжетах очевиден, но вот какова будет доля именно что сказки в готовых картинах – судить нам пока что нельзя.
С другой стороны, быть может, где-то мы и лишнего написали: всё-таки годы идут, планы и у людей, и у студий могут меняться – и некоторые проекты, которые были заявлены энное время назад, теперь вовсе уже неактуальны. Если так – будем благодарны за коррективы!
Но в общем и целом – ситуация со сказками в российском кино сегодня вот такая.
Источник: filmpro.ru